МБОУ "Саранпаульская СОШ"
с.Саранпауль
  • Профессиональные стандарты

    Информационное сопровождение введения профстандартов
    С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагогов. Он коснется всех типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года, стал следствием изменений Трудового кодекса, которые в ст. 195 ч.1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».
    Что такое профстандарт педагога?
    Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
    Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
    Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
    Структура профстандарта для педагогов
    За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
    Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
    Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
    Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
    Профстандарты будут применяться в качестве:
    •    Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
    •    Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
    •    Инструмента роста качества российского образования.
    •    Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
    •    Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
    Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
    В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
    В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
    •    Общепользовательская.
    •    Общепедагогическая.
    •    Предметно-педагогическая.
    Новые компетенции педагога:
    •    Работа с одаренными учащимися.
    •    Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
    •    Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
    •    Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
    •    Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
    Цель применения
    •    Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
    •    Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
    •    Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
    •    Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
    Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
    •    Общие сведения.
    •    Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
    •    Характеристика обобщенных трудовых функций.
    •    Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
    Содержание профстандарта педагога отражает:
    •    обучение;
    •    воспитательную работу;
    •    развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
    •    профессиональные  компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
    •    профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
    •    профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы  учителя в основной и средней школе;
    •    профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
    •    профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
    Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:
    •    Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, педагогические советы)
     

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie