МБОУ "Саранпаульская СОШ"
с.Саранпауль
  • Будущим первоклассникам

    Уважаемые родители!

    Поступление ребёнка в школу связано не только с волнительными и радостными, яркими впечатлениями первых дней обучения, но и с возникновением непредвиденных проблем.
       В начальный период школьного обучения родителям и педагогам необходимо создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе, которые обеспечивали бы его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.
        Состояние здоровья младших школьников требует особенно внимательного отношения к организации его школьной жизни, режима учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату как в классе, так и дома.
      Психофизиологические особенности ребёнка 7-го года жизни связаны с тем, что социальный статус ученика только формируется, появляются новые правила общения и взаимодействия с учителем, сверстниками, взрослыми.

    Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
    1.   Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
    2.    Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
    3.      Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
    4.      Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии
    посторонних людей?
    5.     Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
    6.     Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
    7.     Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
    8.    Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
    9.    Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
    10.  Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
    11.  Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
    12.  Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
    13.  Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
    14.  Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
    15.  Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
    16.  Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
    17.  Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
          
        Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
           Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
            В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Готовность к школе-  степень сформированности физических, физиологических и психических качеств ребенка, обеспечивающих безболезненный переход из дошкольного возраста в
    школьный и успешность выполнения им учебных заданий. Проявляется готовность к школе как желание учиться, умение слушать учителя и понимать задания, как
    умение быть внимательным, усидчивым, исполнительным, как соответствующие
     возрасту речь, мышление, восприятие и память. Готовность к школе нередко
     называют школьной зрелостью, что выступает личностным качеством.
     Готовность к школе ребенка-  дошкольника обеспечивают детские дошкольные учреждения и подготовительные классы при школах. Школьная готовность (зрелость) облегчает ребенку учебную
    деятельность, обеспечивает успех, быстрое привыкание к новым условиям.

    Как определить уровень готовности ребенка 
    к обучению школе?

    По стандартам дети в 6 лет уже могут отправиться учиться в школу, но на практике эта цифра очень условная и ориентироваться родителям нужно не столько на фактический возраст малыша, как на его готовность начать обучение. Некоторые дети проявляют такую готовность в неполные 6 лет, а другие приходят к этой фазе развития к 7-8 годам.
      Чтобы ребенок учился с интересом, успевал осваивать новую информацию и чувствовал себя в школьной среде комфортно, очень важно правильно определить подходящий момент
    Основные виды готовности к обучению школе
    К основным видам готовности к обучению можно отнести физическую, психологическую и социальную готовность.
    Физическая готовность
    Уровень физического развития определяется оценкой целого ряда критериев. В первую очередь оцениваются базовые биологические показатели (рост, вес, работоспособность, работа пищеварительной и мочевыделительной систем и т.д.).
    Далее оценивается состояние здоровья малыша. Именно для этого все будущие первоклассники перед школой проходят медицинский осмотр. Особое внимание уделяется работе слуховой и зрительной системы. По определенным показаниям врача может быть предложена отсрочка похода ребенка в первых класс.

    К физической готовности относят также навыки самообслуживания. Ребенок, который готов начать обучение в школе должен уметь самостоятельно завязывать шнурки, переодевать одежду, мыть руки, пользоваться туалетом, пользоваться столовыми приборами, следить за порядком своего рабочего места, а также за собственной чистотой и опрятностью.
      Для качественного обучения в школе важно иметь достаточный уровень развития мелкой моторики рук. Ребенок должен уметь держать карандаш и ручку в руке, оперировать мелкими предметами, чертить ровные линии и прочее.
    Также оценивается общая скоординированность движений при беге, прыжках, наклонах.
        Физическая подготовленность позволяет ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям. Для этого родителям важно с самых ранних лет приучать его к режиму, прививать любовь к спорту и активному образу жизни.
    Психологическая готовность
    В понятие психологической готовности также входит сразу несколько аспектов.
    •    Умственная готовность. Перед началом обучения в школе необходимо определить достаточный ли уровень знаний имеет ребенок об окружающем мире, как он усваивает новую информацию, есть ли у него тяга к новым знаниям, насколько устойчиво его внимание и память.
    •    Социальная готовность. Социальную готовность ребенка можно определить по следующим критериям. Он должен уметь заводить разговор со сверстниками, при этом первокласснику нужно уметь как поддержать разговор, так и выслушать собеседника. Важно, чтобы малыш понимал социальную иерархию в школьном коллективе и знал, что необходимо слушать и выполнять указания учителей на уроках.
    •    Эмоциональная готовность. Определяется уровнем ожидания ребенка похода в школу, его стремлением узнавать что-то новое и достигать результатов, организованностью, самостоятельностью и сдержанностью.

      Эмоциональная составляющая готовности считается ключевой, поскольку даже если на момент поступления в школу у ребенка нет достаточных теоретических и практических знаний, но есть желание и воля к их скорейшему получению, тогда обучение будет продуктивным и будет проходить в положительном ключе.
    В рамках психологической готовности важно также упомянуть о мотивационной зрелости. Задача родителей выстроить общение на тему школы таким образом, чтобы ребенку хотелось туда пойти для получения новых навыков и знаний, а не для получения, например, нового рюкзака и красивых канцелярских принадлежностей.
    Если вы замечаете у вашего ребенка неправильные мотивы к школьному обучению, тогда необходимо над этим поработать. Для этого важно в деталях описать малышу все нюансы школьного обучения, рассказать зачем люди учатся, как это происходит, в чем положительные стороны режима. Главное делать все без эмоций, чтобы ребенок получал просто необходимую информацию без лишнего эмоционального окраса. Ни в коем случае не запугивайте ребенка школой.

    Специальная готовность
    Для успешного вхождения в учебный процесс ребенку важно обладать некоторыми практическими навыками и теоретическими знаниями.
    •    Графические навыки. Ребенок должен уметь правильно держать карандаш или ручку в руке и уметь чертить ровные горизонтальные и вертикальные линии, простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), штриховать и зарисовывать, не выходя за рамки объектов.
    •    Восприятие пространства. Будущий первоклассник должен знать и уметь применять такие понятия, как «высоко – низко», «право – лево», «далеко – близко».
    •    Мыслительные навыки. Определить уровень развития образного мышления можно, попросив ребенка описать картинку или составить рассказ о себе.
    •    Знания об окружающем мире. В эту категорию входят знания о временах года, некоторых растениях, днях недели, цветах, своем городе, семье и т.д.
    •    Физические навыки. Ребенку нужно знать базовые физические упражнения (приседания, наклоны вперед и в стороны, круговые движения руками и прочее).
    •    Вычислительные навыки. Он должен уметь считать в рамках десяти и знать состав числа в рамках десяти, например, понимать, что число 4 можно сложить из 2+2 или 3+1.
    •    Чтение. К первому классу рекомендуется, чтобы ребенок знал от 10 букв, из которых мог бы сложить и прочитать слоги или слова.
      Уровень специальной готовности к школе зависит от многих факторов, в частности от наличия дополнительных учебных занятий в садике и от регулярности занятий дома.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

    • Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина): Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива, "Домик", "Да и нет", "Сапожки", "Последовательность событий", "Звуковые прятки". Учитывая и исходя из теоретических положений Л.С. Выготского, Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина по поводу психологической готовности к школе разработана эта диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. Эта программа состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер.
    • Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс (Оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе, Имитация написанного текста, Мышление и речь, Умозаключения) Четыре методики, данной программы, направленны на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению.
    • Изучение стартового уровня первоклассников (Н.Нечаева, С.Яковлева) . Предлагаемый комплект методик фронтального изучения детей является составной частью разноплановой многомерной диагностики изучения готовности ребенка к школе. «Рисование бус» (позволяет выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух, способность к самоконтролю), «Продолжи узор» (позволяет установить уровень развития зрительного анализа, умение удерживать зрительный образ, воспринятый с доски, и переносить его на рабочий лист; выявить умение устанавливать закономерность, способность к самоконтролю и самообучению), «Раскрашивание фигур» (выявление умения классифицировать наглядный материал по самостоятельно найденному основанию), «Заселение дома» (позволяет выявить способность детей к рассмотрению ситуации с разных сторон, умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого), «Разметка» (диагностирует особенности зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности), «Диктант» (помогает диагностировать уровень развития фонетического анализа слов, а также способности к переводу звуков речи в знаки), «Чтение схем слов» (позволяет выявить умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым), «Упорядочивание» (помогает выявить уровень начальных математических представлений детей о счете предметов и умение упорядочивать), «Математический диктант» (выявляет представления о геометрических фигурах и счете), «Развитие устной речи» (позволяет установить внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность).
    • "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний" Методика предназначается для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире и для выяснения запаса их бытовых знаний.
    • "Отношение ребенка к обучению в школе" Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школ.
    • Тест Керна - Иерасека. Тест содержит 3 задания: рисование фигуры человека, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

    Тесты на определение готовности ребенка к школе на разных уровнях
    Опросник от Дж. Чейпи
    Определить уровень подготовки, а также выявить слабые стороны поможет опросник для родителей от американского психолога Дж. Чейпи. На каждый из вопросов, предложенных ниже можно ответить «да» или «нет». Если в результате большинство ваших ответов будут положительными, значит ребенок вполне готов приступить к обучению в школе. Если же положительными были только 20% или менее ответов, тогда нужно обратить внимание на определенные пробелы в опыте и знаниях.
    •    Базовый эмпирический опыт. Посещал ли ребенок вместе с вами магазины, банки, аптеки? Бывал ли малыш в таких заведениях, как музей, театр, библиотека? Есть ли у него хобби?
    •    Физическое развитие. Ваше чадо может сидеть за столом спокойно некоторое время? У него хорошее зрение? Слух? Умеет он играть с мячом?
    •    Эмоциональное развитие. Ваш ребенок общается со сверстниками? Он оценивает себя как человека, который может самостоятельно решать определенные задачи? Он положительно реагирует на изменения привычного распорядка или уклада?
    •    Речевое развитие. Может ли ваш малыш назвать окружающие его предметы? Он может связно описать увиденное? Он правильно строит предложения и фразы? Четко ли он выговаривает слова?
    •    Когнитивное развитие. Может ли ребенок сравнивать формы и размеры? У него получится разложить серию картинок по смысловой последовательности? Он может сложить головоломку (паззл) из 15 и более элементов? Он перескажет историю, сохранив последовательность событий?
    •    Навыки общения. Он легко включается в игру с малознакомыми детьми? Умеет внимательно слушать рассказ? Умеет соблюдать очередь?

    Тест на социальную готовность
     Зачитайте ребенку утверждения, представленные ниже. Возле каждого предложения, с которым он согласен поставьте «+».
      Если в результате у вас получится  8 и более плюсов, значит у малыша высокий уровень социальной и психологической готовности. 4-8 баллов – это средний уровень, до 4 – низкий.
    1.В школе я смогу познакомиться с новыми детьми и подружиться с ними.
    2.Мне интересно, какие мы будем учить уроки.
    3.Я мечтал пойти в школу еще раньше.
    4.В школе будет намного интереснее, чем в саду/дома.
    5.Я буду приглашать на свой день рождения весь класс.
    6.Интересно, что в школе нам будут давать на завтрак и обед.
    7. Все мои друзья идут в школу и мне тоже хочется.
    8.Я буду учиться лучше всех.
    9.Как хорошо, что в школе есть каникулы.
    10. Мне хочется, чтобы уроки длились дольше перемен.

    Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребенка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, работающему в детском саду, который посещает ваш ребенок, или в детскую поликлинику - там вам объяснят, как найти нужного специалиста.
       Попробуйте ответить ("да" или "нет") на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребенок к школе.
    •        Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?
    •         Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей?
    •         Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?
    •        Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений?
    •         Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется?
    •        Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо - уши, человек - люди, ребёнок - дети)?
    •        Умеет ли ваш ребенок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из 2-3 слогов?
    •         Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?
    •         Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?
    •         Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: "В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?"; "В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?")?
    •         Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например:"Зайчик, вспрыгни на пенёк!")?
    •         Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?
    •         Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?
    •         Может ли ваш ребёнок обобщать понятия, например, назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло?
    •         Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?
    •         Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?
    •         Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?
      Если вы утвердительно ответили на 15 - 17 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.
      Если вы утвердительно ответили на 10 - 14 вопросов, значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.
      Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник 09.00 -16.00
    Вторник 09.00 -16.00
    Среда 09.00 -16.00
    Четверг 09.00 -16.00
    Пятница 09.00 -16.00
    Перейдите на сайт госуслуг 
    и узнайте всю информацию

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике